Течет алюминиевый радиатор отопления что делать

Течь алюминиевого радиатора отопления: как устранить своими руками

Течь алюминиевого радиатора отопления – большая проблема. Самое неприятное в том, что она возникает в самый неподходящий момент, в отопительный сезон. Но не стоит отчаиваться, если капает алюминиевая батарея – ситуацию можно исправить.

В этой статье мы расскажем вам, что делать, если потек алюминиевый радиатор отопления. Как обнаружить место протечки и определить неисправную секцию. Вы узнаете как устранить течь алюминиевого радиатора отопления, какие шаги предпринять, чтобы проблема не повторилась.

Причины повреждения алюминиевых радиаторов

Алюминиевые радиаторы не отличаются прочностью по сравнению с биметаллическими и чугунными. В многоквартирных домах они чаще всего дают течь из-за перепадов давления в системе и гидроударов.

Перепады температуры воды или теплоносителя также влияют на состояние батарей. Если в системе отопления циркулирует жидкость горячее 100 градусов, она может повредить прокладки, герметик.

При закипании воды или теплоносителя давление в ЦСО (центральной системе отопления) может подняться в разы. Это часто приводит к повреждению секций. В некоторых случаях алюминиевый радиатор может просто лопнуть.

Иногда проблемы связаны с неправильной установкой. Причем алюминиевый радиатор может потечь через несколько лет после монтажа. В данном случае остается уповать только на себя и надеться, что другие батареи были правильно подключены без нарушения норм установки.

Если у вас установлены дешевые алюминиевые батареи, не исключен риск производственного брака. От этого никто не застрахован и определить его заранее нельзя. Поэтому перед тем как купить радиатор, задумайтесь – не проще ли немного доплатить и приобрести хорошую батарею, чем устранять проблемы?

Определите место протечки

Когда протекает алюминиевый радиатор отопления, самое сложное – определить место повреждения. Поверьте, это не так просто, как кажется.

Когда вы увидели лужицу на полу под радиатором, можно определить, из какой секции идет вода. Но форма секций такова, что заглянуть под наружные перья сложно, зазор между ними обычно составляет 4-6 мм. Поэтому вы не сможете определить реальную причину и место повреждения.

Первым делом осмотрите места стыков в верхней части радиатора. Они видны через щели между перьями, отводящими воздух. Если на соединении есть капли воды или оно влажное – вам повезло и вы лишены большинства проблем с «постановкой диагноза». Можете переходить к разделу «Как устранить течь между секциями алюминиевого радиатора отопления».

Нижние стыки сложно осмотреть, так как к ним не подобраться. Можно ощупать их пальцами, но лучше проявить смекалку. Используйте небольшое зеркальце чтобы осмотреть их.

Если все соединения сухие, значит проблема сложнее и на боковой стенке радиатора появилась трещина. В таком случае вода капает на пол с одного из перьев.

Самый простой вариант – просто удалить поврежденную секцию. Но если вы не хотите этого делать – придется найти место протечки и устранить ее.

Проверка боковых стенок секций алюминиевого радиатора

Вот теперь начинается самое сложное…

Проблема в том, что 95% протечек возникают только тогда, когда вода или теплоноситель находятся в радиаторе под давлением. Снять секцию, набрать в нее воды и посмотреть откуда она выходит – не получится.

К сожалению, на этом этапе вам придется попотеть. Чтобы точно узнать место, где течет алюминиевый радиатор отопления, придется демонтировать секции.

Если ваш радиатор установлен и подключен правильно, то на нижней и верхней трубах есть краны, а между собой они соединены через байпас. Вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перекройте вентили на трубах подачи и обратки;
  2. Откройте байпас;
  3. Слейте воду из радиатора.

Чтобы слить воду из батареи сначала открутите верхнюю заглушку, после чего – нижнюю. Когда вода вытечет полностью, можно приступать к демонтажу секций.

Если байпаса или кранов нет, придется отключать всю систему отопления. В частном доме сделать это несложно. В многоквартирном здании для этого обратитесь к работникам ЖЭКа, ЖКХ или штатному сантехнику. В некоторых домах (особенно новых) можно перекрыть отопление только в своей квартире.

Варианты протечек и поиск повреждений секции

В данной ситуации возможны два варианта (см. рис).

Варианты протечек боковой стенки радиатора.

Если алюминиевый радиатор отопления потек с той стороны секции, которая находится дальше от трубы подачи, необходимо сделать следующее:

  • С помощью ниппельного ключа открутите гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной, дальше от трубы (см. рис);

Места откручивания ниппельных гаек секции, расположенных дальше от подачи воды.

Если протечка появилась со стороны секции, расположенной ближе к трубе подачи, надо поступить следующим образом:

  • С помощью ниппельного ключа открутите ниппельные гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной ближе к трубе (см. рис);
  • Открутите поврежденную секцию;
  • Поверните ее так, чтобы стенка, на которой есть протечка, была расположена дальше от трубы;
  • Установите поврежденную секцию с помощью ниппельной гайки и ключа.

Места откручивания ниппельных гаек секции, расположенных ближе к подаче воды.

После этих манипуляций нужно полностью герметизировать радиатор:

  1. Закрутите нижнюю заглушку;
  2. Установите кран Маевского в верхнем отверстии радиатора и открутите его на два оборота;
  3. Откройте подачу воды и немного прикройте байпас.

После этого радиатор начнет наполняться водой, а воздух будет выходить через кран Маевского. Когда вместо него пойдет вода – перекрывайте кран. Теперь в радиаторе есть жидкость, которая находится под давлением.

В месте трещины или прорыва стенки радиатора вода начнет выходить наружу. Дело сделано – вы нашли течь

Как устранить течь между секциями алюминиевого радиатора отопления

Есть три причины, по которым может возникнуть течь на стыках между секциями, а именно:

  • Прокладки или герметик пропускают жидкость;
  • Ниппельная гайка треснула или на ней нарушена резьба;
  • Нарушение резьбы в посадочном отверстии секции.

Для начала полностью выкрутите ниппельную гайку и осмотрите ее. Если она треснула – просто поставьте вместо старой новую. Если на резьбе посадочного отверстия в секции или ниппельной гайки есть повреждения, можно просто обмотать ее фум-лентой и установить на место.

В том случае, если видимых повреждений нет – замените прокладки. В некоторых радиаторах (особенно дешевых) используется герметик. Иногда в местах соединений не устанавливают ничего. Обязательно поставьте хорошую прокладку, даже если ее там не было. Остатки старой прокладки или герметика полностью удалите.

Ремонт боковых стенок секций алюминиевого радиатора

Если на секции образовалась трещина, то поможет только пайка аргоном. Холодная сварка и герметики тут бессильны – они не смогут проникнуть глубоко и надежно зафиксироваться в металле.

Если у вас индивидуальная система отопления, давление в которой не превышает 5 бар, можно использовать автомобильный герметик для радиатора. Но это слишком затратный вариант – герметик недешево стоит, а в систему придется залить его немало.

Если в месте протечки есть точечное отверстие, можно использовать холодную сварку. Главное при этом – чтобы она попала внутрь радиатора. Тогда после затвердевания холодная сварка образует своеобразную пробку и будет хорошо держаться. Для небольших отверстий этот вариант не подойдет.

Отверстие на стенке алюминиевого радиатора отопления. Его вполне можно заделать с помощью холодной сварки.

  • С помощью холодной сварки можно заделать отверстия диаметром более 2 мм. Вот полный алгоритм действий:
  • Разогрейте кусок холодной сварки под горячей водой (оберните ее в полиэтилен, чтобы избежать контакта с влагой);
  • Разомните его;
  • Нанесите холодную сварку на отверстие и продавливайте ее внутрь;
  • Когда вы будете уверены, что часть сварки находится во внутреннем канале радиатора – снимите остатки с наружной стороны.

Что я делаю не так?

Большинство считает так: если потек алюминиевый радиатор отопления, достаточно просто устранить протечку. Но задумайтесь – если что-то пошло не так, значит тому есть причина. Не устранив ее, вы рискуете второй раз наступить на грабли.

После ремонта обязательно снизьте давление в системе. В частном доме это довольно просто сделать – отрегулируйте насос или настройте контроллер на оборудовании.

В многоквартирном доме – приоткройте байпас или прикрутите вентиль на трубе подачи. Если на радиаторе установлен терморегулятор – снизьте температуру.

Надеемся, что публикация была полезна, но вам не пригодится. Свои вопросы вы можете задать в комментариях. Не забудьте поделиться ей в социальных сетях

Как справиться с поломкой в считанные минуты? Ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками

Алюминиевые радиаторы широко используются в системах отопления, имеют приемлемую стоимость, простоты в установке и обладают хорошей теплоотдачей.

Стильный вид и возможность монтажа радиаторов даже под подоконниками с небольшой высотой сделали их одним из лучших вариантов для большинства домов и квартир.

Но, как и любые другие предметы, радиаторы могут ломаться. Некоторые причины поломок легко устранить в домашних условиях без привлечения сторонних специалистов.

Батарея потекла и не греет: почему возникает подобная поломка

Распознать неисправность обогревательной системы несложно — появится течь, в местах соединений образуется налет, в сезон отопления в помещениях становится холоднее, чем обычно.

Однако причины поломок радиаторов на первый взгляд определить не так легко:

  • Неправильное подсоединение батареи (сборка секций или монтаж к трубам системы отопления).
  • Резкие перепады давления, повышенная кислотность воды, из-за которой на секциях появляется коррозия.
  • Известковый налет, возникающий в результате использования плохого теплоносителя. Он же становится причиной сильного засора секций.
  • Износ ниппелей и прокладок между отсеками.
  • Неправильно подобранная модель радиатора, несовместимая с системой отопления.

В многоквартирных домах часто проводится плановый осмотр и профилактическое обслуживание отопительного оборудования специалистами (по согласованию с поставщиком коммунальных услуг).

Инструменты для ремонта алюминиевого радиатора своими руками

Ремонтируют радиатор на полу, а промывают в ванне. В первом случае нужно застелить пол полиэтиленовой пленкой или непромокаемой тканью. При промывке, ванну укрывают таким материалом, который защитит поверхность от царапин.

Для прочистки, разборки и ремонта радиатора потребуются инструменты:

  • набор гаечных ключей с разными головками или разводной ключ;
  • ниппельный ключ;
  • молоток с мягкой насадкой;
  • наждачная бумага;
  • для ремонта секций нужна нейтральная смазка;
  • силиконовые прокладки.

Бывает, что в процессе монтажа обнаруживается износ гаек и ниппелей, их покупают по мере необходимости.

Справка. Начинайте ремонт радиатора в будни, когда есть возможность посетить сантехнический или строительный магазин.

Дополнительно подготавливают тазик или другую емкость для сбора грязной воды, которая вытекает из радиатора в процессе очистки.

Демонтаж радиатора отопления

Проверка, очистка и ремонт батареи возможны только после снятия изделия со стены.

Небольшой вес радиаторов из алюминия даже одному человеку позволяет легко, но аккуратно, отсоединить конструкцию от труб и снять с кронштейнов. Но делать это нужно поэтапно:

  1. Останавливают циркуляцию теплоносителя, сбрасывают давление.
  2. Во время отопительного сезона дожидаются полного остывания радиатора. Конструкцию отсоединяют от системы труб, снимая муфты на входе и выходе.
  3. Муфту отодвигают от секции по трубе, батарею снимают с держателей.
  4. Полностью сливают воду, оставшуюся внутри. Конструкцию кладут на подготовленную ткань внешней стороной вверх.
  5. Достают фильтр и промывают водой и мыльным раствором.
Читайте также  Можно ли припаять медь к алюминию

Следующим этапом монтажа станет разборка радиатора на составляющие. Важнейший момент — правильное отсоединение ниппеля. При откручивании детали секция, за которую она отвечает, начинает плавно раздвигаться.

Часто производитель указывает направление резьбы — D (правая сторона) или S (левая сторона). Начинать откручивать ее ключом нужно аккуратно и медленно. При слишком сильном и неправильном кручении легко сорвать резьбу не только на ниппеле, но и на самой батарее.

Внимание! Как только ниппель повернется на половину оборота, нужно перейти к гайке с другой стороны секции. Поэтапное ослабление с обеих сторон защитит секцию от срыва и возможных механических повреждений.

После разбора секций нужно снять и промыть металлические прокладки. При сильных повреждениях рекомендуется купить запасные детали. Силиконовые прокладки обязательно меняют после разбора батареи.

Очистка в домашних условиях

Очищают радиатор от скопившейся грязи после окончания сезона отопления.

Профессиональные аппараты для прочистки достать нелегко, да и стоимость у них высокая.

В ванне конструкцию моют так:

  • Использование горячей воды. С одной стороны вливают воду с помощью воронки, либо открутив насадку с душевого шланга. Когда батарея наполнится, ее встряхивают. Если она слишком тяжелая, то конструкцию потихоньку переворачивают. Обе заглушки должны быть открыты, чтобы грязная вода свободно вытекала. Повторить процедуру нужно несколько раз.
  • Использование чистящего средства. Радиатор наполняют раствором из чистящего средства, предварительно установив заглушки. Для процедуры используют лимонную кислоту, разведенную в воде. Оставляют прибор на несколько часов, чтобы чистящая раствор устранил все загрязнения. Если нет лимонной кислоты, используют универсальное чистящее средство, либо жидкости для устранения ржавчины и сильных загрязнений.
  • Финальное промывание. Через 2 — 3 часа по батарее стучат пластиковым или резиновым молотком, чтобы удалить крупные куски ржавчины и другой грязи с внутренних стенок. После этого вымывают чистящее средство до полного устранения его следов (если используется мыльный состав, промывают до исчезновения остатков пены).

При выборе чистящего средства следует помнить, что алюминий «не терпит» щелочных составов, но хорошо реагирует на кислоты.

Что делать при сборке

Собирают радиатор начиная с проверки всех деталей. На этом нужно заострить особое внимание, так как пропуск одного маленького элемента может привести к неисправности всей конструкции.

Фото 1. Процесс сборки алюминиевого радиатора. Для того, чтобы собрать устройство, необходим специальный ключ.

Точный план сборки батареи:

  1. Сначала проверяют состояние всех соединительных элементов. На них не должно быть сколов, трещин и других повреждений.
  2. Перед сборкой ниппель вкручивают и выкручивают несколько раз.
  3. Проверка стыков секций. Если присутствует краска, ее счищают наждачной бумагой со средним зерном.
  4. Приклеенные силиконовые прокладки устраняют острым ножом (их становится видно после снятия краски).
  5. Металлические прокладки промывают мыльным раствором.
  6. Затем надевают ниппель на секцию, но без закручивания. После этого натягивают силиконовые прокладки.
  7. С другой стороны ниппеля присоединяют следующую секцию так, чтобы она плотно прилегала к месту соединения.
  8. Ключом поворачивают ниппель 2 раза. Аналогично прикручивают деталь с другой стороны.
  9. Ниппели дотягивают с помощью рычага, но без лишних усилий, чтобы не повредить резьбу.
  10. Повторяют действия с другими секциями.

Иногда в процессе ремонта обнаруживаются места протечек, которые заклеивают специальным средством.

Борьба с дырками: чем их заклеить

При замене прокладки в некоторых случаях обнаруживаются щели и дырки, которые нужно заделать. Для этого применяют эпоксидный клей. Предварительно место протечки следует очистить от налёта и краски.

Важно! Для очистки трубы изнутри в области повреждения используют металлический трос.

Сверху на область повреждения наносят эпоксидный клей и накладывают тонкую полоску из стеклоткани. Поверх приклеивают второй слой материала. Завершает процедуру установка металлического хомута.

Фото 2. Эпоксидный клей Момент от производителя Henkel. Им можно заклеивать дыры в отопительном радиаторе.

Как отремонтировать при сильных повреждениях

В алюминиевом радиаторе при сильных повреждениях требуется полная замена секции, даже если для ремонта использовались профессиональные приборы и методы:

  • холодная сварка;
  • припой алюминия (для небольших повреждений);
  • аргонная сварка.

Эти способы могут лишь на время отсрочить окончательную поломку изделия, в результате всё равно потребуется полная замена секции.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается о том, как отремонтировать и нарастить алюминиевые радиаторы отопления.

Профессиональная помощь в ремонте батарей

В домашних условиях самостоятельно устраняют только некоторые типы повреждений радиаторов из алюминия — небольшие дырки, загрязнения. Однако при значительных дефектах оборудования или при появлении сомнений в своих силах за помощью лучше обратиться к специалистам.

Как устранить течь в батареях отопления

Центральное отопление в квартире и автономное в частном доме — это ценная для человека система, благодаря которой жизнь стала намного проще и комфортнее. Нет необходимости следить за очагом и постоянно заправлять его топливом. Однако помимо счета на оплату у этих систем есть серьезный недостаток — неизбежные поломки, последствия которых могут достигать катастрофических размеров. Тем не менее, если потекла батарея отопления, это еще не трагедия. Зная, что делать в подобных случаях, можно легко и быстро справиться с проблемой. Исправить ситуацию можно своими руками, не тратя деньги на наемных сантехников.

  1. Главные виды поломок батарей отопления
  2. Материалы и инструменты для решения проблем
  3. Порядок действий при устранении протечки
  4. Устранение своими руками

Главные виды поломок батарей отопления

Коррозия металла — самая частая причина появления течи

Чтобы грамотно и надежно устранить течь в трубе или в радиаторе, нужно знать и хорошо разбираться в природе возникновений такого явления.

Образование щелей и отверстий происходит по следующим причинам:

  • коррозия металла, возникающая при контакте черного железа с кислородом, присутствующим в воздухе и воде;
  • применение некачественного материала при сборке конструкции;
  • гидроудары, последствием которых является появление трещин;
  • износ прокладок, установленных на стыках и в местах резьбовых соединений;
  • механическое повреждение, связанное с сильным ударом твердым предметом во время ремонта или перемещения бытовой техники;
  • нарушение технологии сборки и сварочных работ во время установки.

В местах резьбовых соединений причиной течи являются прохудившиеся прокладки из резины

Все эти предпосылки приводят к появлению поломок такого характера:

  • Щели в радиаторе. Такие неисправности являются самыми неприятными, так как проявляются в сложных, иногда недоступных местах. Иногда водой покрывается несколько ребер или все изделие. Чаще всего течет батарея отопления в месте стыков секций. Возникает это из-за усыхания прокладки или повышенного давления в трубопроводе. Реже образовываются дырки в корпусе. Причина этого кроется в производственном браке, выявить который на этапе монтажа невозможно, так как дефект проявляется через время.
  • Сквозные трещины в трубах. Являются следствием некачественной сварки или фабричного брака. Чаще всего возникают на швах обвязочных труб, в местах их стыка между собой и со стояком. Часто проблема возникает из-за электролитической коррозии, когда владельцы недвижимости замыкают на контур отопления ноль или землю от бытовых приборов.
  • Перемерзание или перегрев трубопровода. Частая проблема для загородных домов и дач, иногда возникающая и в городском секторе. Расширяясь при замерзании, вода разрывает металл, оставляя на нем трещины различной ширины и протяженности. Их можно сразу не заметить, но при оттаивании воды дефект сразу проявится. При перегревании происходит тепловое расширение железа. Если коммуникациям некуда двигаться, в слабых местах они разрушаются, лопаются или трескаются.
  • Трещины в стыках батарей и труб. Протечка возникает из-за нарушения герметичности соединения. Чаще всего причиной является коррозия металла, как следствие сварочного соединения. Иногда дырка образуется из-за неопытности или небрежности мастера, оставившего тонкий слой металла на швах. Проблема протечки может быть в неправильном выборе места установки несущих анкеров, когда из-за перекоса возникают механические напряжения. Часто течет труба после того, как на нее становились люди или подвешивались тяжелые предметы.

Зная причины возникновения проблем с отопительными коммуникациями, следует заранее подготовиться к устранению протечек труб, так поломка может произойти в любой момент.

Материалы и инструменты для решения проблем

Инструменты для ремонта радиатора

Наличие минимального набора бытовых инструментов и расходного материала позволяет отремонтировать прохудившиеся трубы, радиаторы и стояки.

Перечень инструментов и приспособлений, необходимых для решения аварийных ситуаций:

  • сантехнические клещи, разводной ключ, плоскогубцы;
  • болгарка, перфоратор, шуруповерт, сварочный аппарат;
  • ножницы;
  • металлическая щетка;
  • приспособления для изготовления резьбы;
  • штангенциркуль;
  • алюминиевая проволока;
  • старая велосипедная камера;
  • стальные хомуты.

Когда течет батарея или обвязка, из отверстий может вытекать большой объем воды. В постоянной готовности нужно иметь тряпки и емкости для ее аварийного сбора. Кроме этого следует приобрести строительную маску и плотные силиконовые перчатки, чтобы избежать ожогов и порезов.

Велосипедная резина с затянутым хомутом поможет заделать течь до начала ремонтных работ

Если потекла труба, чугунный или алюминиевый радиатор, можно воспользоваться одним из перечисленных ниже способов устранения неисправности:

    Болт-саморез. Эффективный вариант заделки дырок небольшого размера и приближенной к кругу формы. Следует учитывать вид металла, в котором образовалось отверстие. Болт отлично войдет в сталь и алюминий, но не в чугун, который отличается хрупкостью. Под саморез высверливается отверстие, затем с насаженной пластиковой шайбой он вкручивается внутрь поврежденного фрагмента. Плюс такого решения в том, что оно осуществимо даже когда система находится под давлением в рабочем состоянии.

Поскольку протечки обнаруживаются только в процессе запитки системы и во время отопительного сезона, следует быть готовым к развитию событий именно в этот период.

Порядок действий при устранении протечки

Под капающую батарею ставят емкость, чтобы вода не повредила напольное покрытие

Поскольку существует множество причин возникновения течей в элементах отопительной системы, универсального способа их устранения просто не существует. Выбирать вариант нужно быстро, так как большой объем разлившейся воды чреват серьезными последствиями не только для интерьера и отделки комнаты, но и для расположенных ниже квартир в многоэтажном доме.

Рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:

  1. Локализовать протечку. Следует немедленно подставить под струю тазик или кастрюлю. Если струя бьет вверх или в сторону, на отверстие необходимо набросить ткань, а ее край вывести в резервуар. На пол нужно бросить как можно больше ткани, чтобы она впитала в себя жидкость. При угрозе затопления электрических устройств поднять их на высокое место — диван, полку, подоконник. После этого в экстренном порядке собирается пролившаяся на пол жидкость. Для этого используются тряпки, совки, тазики, ведра, моющий пылесос. Чтобы снизить высокую температуру и удалить пар для улучшения видимости, нужно открыть окно и устроить сквозняк.
  2. Перекрыть воду. В частном особняке это сделать несложно — достаточно спуститься в цокольный этаж и перекрыть водопроводный кран. В многоэтажном доме выполнить это сложнее, так как сантехника или ответственного может не быть на месте. В таких случаях, если вода выливается из системы в большом объеме, нужно принимать ответственное решение — сбивать с двери замок, проникать в подвал и перекрывать аварийный стояк. Найти его не сложно, ориентируясь по расстоянию от входной двери. Если оборудование новое и на нем есть манометры, нужную трубу можно найти по более низким показаниям давления. В любом случае такое решение обосновано — людям лучше несколько часов посидеть с холодными батареями в одной комнате, чем оказаться затопленными.
  3. Ликвидация неисправности. Способ проведения ремонта может быть местным или глобальным. Если повреждение незначительное, оно устраняется мелким вмешательством — накладывается бандаж на трубу, вкручивается шуруп или в дырку вбивается деревянный чопик. Когда разрыв настолько велик, что подручными средствами его устранить не представляется возможным, придется сливать воду, проводить локальную замену отдельных участков или всей внутренней разводки.

Правильное и оперативное реагирование на протечку отопления позволит сэкономить время, нервы и деньги жильцов аварийной квартиры и их соседей по подъезду.

Устранение своими руками

В радиаторах центрального отопления нужно ставить запорные клапаны на случай аварии

Читайте также  Как изготовить форму для литья из алюминия

Даже располагая знаниями о ликвидации протечек и полным комплектом необходимого для этого оборудования, не всегда возможно применить свои навыки на практике в полном объеме.

Часто перекрыть и слить воду не представляется возможным. Пример простой — в подвал ведет мощная стальная дверь, ключ у сантехника, а он уехал на выходные в соседний город или область.

Выход один — работать под давлением и воздействием критически горячей воды. Изначально нужно организовать сбор воды в емкость из отверстия и эффективную вентиляцию. Затем следует принять меры по защите кожи, органов зрения и дыхания от горячей воды и пара. Хорошим подспорьем послужит водонепроницаемая зимняя одежда для походов.

После облачения в защитную одежду можно приступать к работе. Выбирается саморез с силиконовой шайбой, резиновая обмотка или деревянный клин.

Если удалось остановить воду и осушить неисправный участок, можно его починить и без сварки. Для этого есть масса способов: обматывание смоченной в герметизирующем растворе тканью, заклепки, саморез, полимерная заглушка. Выбор зависит от выделенного на ремонт срока.

Как запаять алюминиевый радиатор: 3 способа решения проблемы

Содержание

  • Особенности работы с алюминием
  • Способ 1. Железно-канифольный флюс
  • Способ 2. Самодельный плавень
  • Способ 3. Низкотемпературный припой с проклейкой
  • Что в итоге

Устранять дефекты радиаторов из алюминия сложно, но можно даже без специального оборудования

Пайка алюминиевых радиаторов при выполнении ремонтных работ — один из наиболее сложных и наиболее ответственных процессов. Как правило, и в случае с починкой отопительных устройств, и при восстановлении автомобильных радиаторов решение этой задачи поручают профессионалам.

Но при наличии знаний, навыков и минимальной сноровки качественно запаять алюминиевое устройство вполне реально. Что для этого потребуется и как следует выполнять работы, я сейчас расскажу.

Особенности работы с алюминием

Выбор алюминия для изготовления различных радиаторов неслучаен: этот металл отличается оптимальным сочетанием малой массы, прочности и отличной теплопроводности. Благодаря этому из алюминия можно делать пластинчатые конструкции с большой суммарной площадью, и они будут обеспечивать отличную теплопередачу.

Но есть у материала и недостаток, который заключается в сложности ремонта любых радиаторов при повреждениях:

На любых изделиях из алюминия появляется пленка окислов

  • Алюминий — материал химически активный. Из-за этого поверхность металла очень быстро окисляется, покрываясь слоем оксидной пленки.
  • Оксидная пленка становится препятствием для спаивания двух алюминиевых изделий. Для максимальной прочности необходимо добиться непосредственного контакта металла с металлом, но при нагревании между ними неминуемо образуется тонкий слой оксидов.

Слой оксидов защищает от коррозии — это справедливо и для меди, и для алюминия

С другой стороны, если бы не пленка, то коррозия алюминия на воздухе была бы крайне активной. Это же характерно, например, для медного радиатора : поверхностный слой оксидов играет роль изоляции, непроницаемой для кислорода.

  • Чтобы эффективно запаять радиатор из алюминия, нужно избавиться от оксидов на его поверхности. Для этой цели используются специальные составы — флюсы. Применение флюсов на основе кадмия, висмута или цинка позволяет очистить поверхность материала, снизить напряжение поверхностей при соединении и улучшить сцепление металла с припоем.

Окислы удаляются с помощью специальных флюсов

Цена качественных флюсов для пайки этого металла может быть достаточно высокой (например, у Castolin Alutin 51L — около 300 рублей за 25 г). Вот почему при выполнении ремонта радиаторов в домашних условиях используют самодельные составы — так называемые плавни.

Даже такую маленькую дырочку заделать будет непросто

В любом случае при пайке основная задача заключается в том, чтобы изолировать обрабатываемый участок от контакта с кислородом. Добиваются этого самыми разными способами.

Альтернативная методика — заделка дефекта холодной сваркой — может рассматриваться только как временная мера. Все-таки подобные составы не выдерживают эксплуатационных нагрузок, и рано или поздно их прочность снижается.

Способ 1. Железно-канифольный флюс

Итак, чем запаять поврежденный алюминиевый радиатор? Проще всего использовать флюс на основе канифоли. Инструкция будет следующей:

  • Подготовка. Зачищаем обрабатываемый участок, удаляя остатки краски и загрязнения, затем ошкуриваем металл абразивом и обезжириваем растворителем. Чем тщательнее мы выполним все эти работы, тем эффективнее будет ремонт.

Основа флюса — измельченная канифоль

  • Приготовление флюса. В металлическом тигле плавим канифоль, постепенно нагревая емкость и помешивая плавящееся вещество. Небольшими порциями добавляем железные опилки (1 часть на 2 части канифоли) и размешиваем до полной однородности смеси.

Опилки в составе смеси для пайки играют роль абразива

  • Обработка поверхности. Ремонтируемый участок покрываем тонким слоем расплавленного железно-канифольного флюса. Чем меньше будет пропущенных участков, тем выше будет качество ремонта.

И работы с флюсами, и пайку желательно проводить под вытяжкой. Если такой возможности нет, то работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.

Внесение пропоя под слой флюса позволяет обезопасить поверхность от кисления

  • Пайка. На паяльник набираем небольшое количество припоя, после чего круговыми движениями наносим его на алюминий под слоем флюса. Железные опилки при этом работают как абразив: они счищают оксиды, обеспечивая связь припоя и алюминия. Расплавленная канифоль позволяет свести к минимуму доступ кислорода, потому вторичное окисление не происходит.

Основной минус этого метода пайки алюминия — его сложность. Практически невозможно обрабатывать так большие повреждения, поскольку флюс быстро застывает, и качество ремонта снижается.

Запаянный участок должен выглядеть примерно так

Способ 2. Самодельный плавень

При ремонте достаточно крупных повреждений алюминиевых радиаторов своими руками можно использовать специальные составы — плавни. В этом случае работы выполняются так:

  • Подготовка. Готовим место дефекта по схеме, описанной в предыдущем разделе, очищая и обезжиривая металл.

Участок с дефектом нужно тщательно зачистить и обезжирить

  • Компоненты плавня. Сульфат натрия (4%), хлорид калия (56%), хлорид лития (23%), криолит (10%) и поваренную соль (75) по отдельности перетираем в ступке практически в пудру. После этого ссыпаем материалы в тигель и перемешиваем до получения однородного порошка.

В таком тигле плавятся компоненты самодельного флюса

Перетертые компоненты отличаются гигроскопичностью (впитывают влагу из воздуха). Потому хранить их нужно в темных стеклянных емкостях с притертыми пробками, не допуская перегрева и попадания прямых солнечных лучей.

  • Подготовка плавня. Сухие компоненты засыпаем в тигель и плавим до однородности, аккуратно перемешивая.
  • Пайка. Тонкий слой плавня наносим на поверхность, которую предварительно прогреваем с использованием газовой горелки. После этого пропаиваем поврежденный участок, применяя оловянносвинцовый припой с добавлением висмута.

Устранение дефекта с использованием плавня и припоя

Способ 3. Низкотемпературный припой с проклейкой

Такую течь запаять довольно сложно. Но реально!

Автомобильный радиатор отличается от радиаторов отопления в первую очередь конфигурацией резервуаров. При устранении неисправности паять приходится небольшие тонкостенные трубки и пластины, поэтому описанные выше методики не всегда будут применимы.

Самофлюсующиеся прутки легкоплавкого припоя

Альтернатива — использование алюминиевых прутковых припоев с низкой температурой плавления. Пример починки радиатора приводится в таблице:

Иллюстрация Этап работы Зачистка участка.

Используя наждак или специальную насадку на дрель/шуруповерт, зачищаем алюминий, снимая пленку окислов.

Обрабатываем участок растворителем, удаляя органические загрязнения и остатки оксидов.

Используя небольшие плоскогубцы, обжимаем поврежденный участок, уменьшая площадь отверстия. Делается это чтобы облегчить процесс пайки.

С помощью газовой горелки прогреваем участок. После этого вносим в пламя пруток припоя с низкой температурой плавления и проводим им по повреждению.

При каждом проходе частицы припоя будут попадать в отверстие и на поверхности вокруг него, постепенно устраняя дефект.

После завершения пайки наносим поверх отремонтированного участка высокотемпературный клей для алюминия.

Полимеризуясь, этот материал закроет все микропоры, что в разы повысит надежность ремонта.

После пайки и обработки клеем секции радиатора выглядят так, как на фото

Что в итоге?

Пайка алюминиевого радиатора требует от мастера не только ответственности и сноровки, но и определенных знаний, а также строгого следования технологии. Понять основные хитрости описанной методики вам поможет видео в этой статье, а советы по выполнению сложных операций вы можете получить, задав вопрос в комментариях.

Пайка алюминиевого радиатора отопления

Здесь вы узнаете:

  • Сложности в ремонте алюминиевых батарей
  • Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях
  • Заключение

С развитием технологий на смену чугунным и стальным батареям пришли более легкие биметаллические и алюминиевые радиаторы. Если биметалл не слишком требователен к используемой в качестве теплоносителя жидкости, то в алюминиевых аналогах из-за нарушения состава воды может образоваться трещина. В возникшей ситуации не всегда есть деньги, чтобы приобрести новую батарею. Остается один выход – запаять алюминиевый радиатор самостоятельно. Но пожалуй, сложность ремонта – это единственный недостаток алюминиевых батарей. В остальном они отличаются от своих аналогов крайне малым весом, универсальным дизайном, высокой теплоотдачей и приемлемой ценой.

Сложности в ремонте алюминиевых батарей

Строение алюминиевой батареи отопления.

Главная проблема в работе с алюминием – это его химические свойства. Этот металл мягкий, но он способен окисляться при малейшем воздействии с внешней средой. В результате химической реакции с кислородом образуется налет, так называемая оксидная пленка, которая не дает достаточно прочно спаять поверхности изделия между собой. Но эта пленка также и защищает алюминий от коррозии и разрушения, тем самым делая его очень практичным промышленным металлом.

Как удалить оксидную пленку

Чаще всего для снятия налета используют флюсы. Последние представляют собой смеси, в состав которых входят неорганические и органические вещества, нацеленные на удаление оксидной пленки, а также защиты поверхности металла от окисления во время пайки, улучшения сцепления припоя с поверхностью.

Флюс можно изготовить как самостоятельно, так и приобрести в специальном магазине. Последние могут включать в себя: цинк, кадмий, висмут. Самодельные аналоги называют плавнями.

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях

Прежде чем переходить непосредственно к пайке, сначала вам необходимо снять батарею, слить с нее всю жидкость, затем хорошо ее просушить. После подготовки можно переходить одному из способов пайки. Они отличаются в зависимости от того, выбрали ли вы флюс, плавень или медь.

Способ 1

Для данного метода вам понадобятся следующие материалы и инструменты:

Материалы и инструменты необходимые для пайки батареи первым способом.

  • мелкие железные опилки;
  • припой (лучше использовать П300А или П250А);
  • канифоль;
  • паяльник мощностью от 100 Вт;
  • наждачная бумага;
  • напильник;
  • тигель из керамики.
Читайте также  Можно ли паять алюминий оловом

Начать работу необходимо с приготовления плавня и припоя. Для этого вам понадобится;

  • висмут;
  • олово;
  • натрий сернокислый;
  • поваренная соль;
  • хлористый литий;
  • криолит;
  • хлористый калий.

Сначала нужно сделать припой – смешать висмут с оловом. Их нужно расплавить в тигле в соотношении 95 (олово) к 5 (висмут). После чего нужно сделать плавень: добавьте поваренную соль (6,5%), хлористый калий (56%), хлористый литий (23%), натрий сернокислый (4%) и криолит (10%). Сосуд с раствором нужно плотно закупорить, потому что смесь быстро впитывает влагу. Прогрейте поверхность паяльником, после этого нанесите на рабочую область получившийся плавень. Далее можно наносить припой, чтобы закрыть трещину.

Инструкция по пайке:

  1. Первым делом место вокруг трещины нужно зачистить наждачной бумагой. Но ни в коем случае не царапайте поверхность батареи.
  2. Приготовьте смесь расплавленной канифоли с опилками в пропорции 2 к 1.
  3. Очистите паяльник от налета, включите его в электрическую сеть для нагрева.
  4. Подготовленную поверхность радиатора обработайте смесью из канифоли. При этом канифоль нужно наносить на прогретую поверхность, а не на паяльник, иначе она может обуглиться и потерять свои свойства. Смесью канифоли и опилок можно заделать лишь небольшие трещины, в противном случае вам понадобится плавень.
  5. После обработки флюсом/плавнем лудите поверхность, делая при этом кругообразные движения, как бы протирая ее.
  6. Со временем канифоль начнет растекаться, но вы должны продолжать лудить, при этом, начать добавлять припой с опилками, цепляя его паяльником.
  7. Запаяйте трещину припоем окончательно.

По окончании всех работ не забудьте проверить качество пайки. Заполните батарею водой (желательно подкрасить ее марганцовкой). Оставьте радиатор на пару часов. Если течь не обнаружена, то работа выполнена корректно.

Способ 2

Чтобы не готовить плавень, поврежденный участок можно закрыть небольшим слоем меди. Для работы вам понадобится:

Материалы и инструменты необходимые для пайки алюминиевого радиатора отопления вторым способом.

  • наждачная бумага;
  • батарейка;
  • паяльник;
  • припой;
  • флюс;
  • медная проволока диаметром около 1 мм;
  • раствор медного купороса.

Когда все материалы и инструменты найдены, подготовительные мероприятия завершены, можно переходить непосредственно к работе. Пайка радиатора осуществляется следующим образом:

  1. Зачистите поверхность вокруг поврежденного участка наждачной бумагой.
  2. Капните большую каплю медного купороса на поврежденную область.
  3. Присоедините «минус» от батарейки к радиатору, а «плюс» к медному проводу.
  4. Другой конец проволоки из меди присоедините к «капле» купороса так, чтобы провод не касался батареи.
  5. Подождите некоторое время, пока не появится тонкий слой меди на поверхности батареи (слой под каплей медного купороса).
  6. Теперь поверхность нужно промыть, а затем высушить. Только после этого можно переходить к лужению паяльником и пайке.
  7. Запаяйте трещину припоем.

Заключение

Несмотря на простоту действий, выполнить работу по ремонту радиатора не так просто. Обязательно нужно соблюдать все требования и инструкции, иначе припой плохо скрепится с поверхностью батареи и отвалится. Подобные работы рекомендуем выполнять лишь в крайнем случае. Лучше приобретите новую батарею.

Что нужно сделать в первую очередь если течёт батарея отопления

Для того чтобы система отопления не подвергалась сильной коррозии, она постоянно должна быть заполнена водой. Когда в разгар отопительного сезона потекла батарея отопления, что делать, знает только подготовленный человек. В зимнее время нельзя надолго отключать подогрев, можно разморозить систему. Значит, нужно устранить течь в короткие сроки.

Срочные действия при прорыве батареи или трубы отопления

Когда человек обнаруживает лужицу под радиатором или в местах прокладки труб, он принимает меры.

Для этого необходимо:

  • подставить емкость под струю, чтобы не испортить пол;
  • перекрыть подачу холодной воды;
  • выключить насос, если таковой имеется;
  • при индивидуальном отоплении выключить отопительный котел;
  • определить место протечки и величину повреждения.
  • принять меры для устранения течи.

Действия при протечке

Когда срочные меры не дают положительного результата, нужно сливать воду из системы и делать качественный ремонт поврежденного участка.

  • перекрываете кран на стояке, предупредив соседей, если это общий вентиль;
  • сливаете воду из системы.

Узел возле стояка

Одно из распространенных повреждений — это место соединения стояка и трубы. Протекание на этом участке может происходить от плохой герметизации стыка. Возможно, при присоединении трубы на резьбу мало уложили подмотки или недотянули контргайку.

Соединение нужно разбирать и скручивать заново. Используйте для подмотки ФУМ ленту или уплотнительную нить. Контргайку желательно заменить. Если течет сварной шов, то воду из стояка нужно слить и сделать шов заново. Для этого необходимо привлечь сварщика.

Секции радиатора

Секции радиаторов стягиваются между собой. В местах их стыковки стоят резиновые прокладки. Со временем стяжка может ослабнуть, или прокладки приходят в негодность. Вода прокладывает себе дорогу в местах стыковки секций. Сначала при помощи разводных ключей следует подтянуть соединение, не снимая радиатор.

Если не помогло, то неисправную батарею демонтируете. Перекрываете подачу воды, сливаете воду из системы и откручиваете радиатор. Разбираете на элементы, ставите новые прокладки. Очищаете секции от шлаков. Собираете заново и устанавливаете.

Вход в батарею

Потекла теплая вода там, где труба входит в батарею. Это резьбовое соединение, состоящее из сгона, муфты и контргайки. Эти элементы изготавливаются отдельно и порой не из качественного металла. К тому же если батарея чугунная и плохо закреплена на кронштейнах, она создает давление, которое деформирует со временем место соединения.

Этот узел подлежит замене однозначно. Бывает, что открутить проржавевшие детали не получается, тогда их прогревают газовой горелкой. Эту операцию проводят с особой осторожностью, приготовив средства пожаротушения и огородив место работы защитными экранами из негорючих материалов.

Ребро батареи

При образовании трещины на доступном участке ребра батареи можно временно ее нейтрализовать. Существуют 2 вида сварки батарей отопления: горячая и холодная.

Если регистры батареи металлические, то горячая сварка может помочь в устранении течи. Если же они алюминиевые или чугунные, то о ней можно забыть. В данном случае поможет холодная сварка. Для этого нужна высокотемпературная, водостойкая пластичная масса, которая вступает в химическую реакцию с такими металлами.

Тщательно нужно зачищать, обезжиривать и просушивать место для сварки. Разминаете вещество до однородного состава, наносите небольшим слоем и даете застыть. Такие сварки, как ABRO STEEL или POXIPOL, отлично справляются со своей задачей. Ассортимент подобных клеев широк. Можно подобрать сварку для материала, из которого изготовлен радиатор.

Кран или стык

Когда источником протекания служит кран, то он подлежит замене. Если кран давно не эксплуатировался, то он забивается отложениями и не выполняет своей задачи. Однако сдвинутая с места его поворотная часть тоже может потечь. Выбирая новое запорное устройство, отдавайте предпочтения шаровым кранам из цветного металла.

Течь на стыках можно устранить, обмотав место повреждения бинтом, смоченным в солевом растворе. После высыхания сверху утянуть бинтом, пропитанным смесью гипса с цементом.

Современная промышленность потребителям для этой цели предлагает пластинчатый клей. Следует обернуть готовой полоской место протечки. При контакте с воздухом полимер застывает и устраняет проблему. Используя силиконовые герметики для устранения протечек на стыках или резьбовых соединениях крана, выбирайте нейтральные составы. Герметик на кислотной основе может способствовать последующей коррозии металла.

Требуется ли плановое обслуживание?

В межсезонный период, когда отопление не включают, необходимо проводить обслуживание систем обогрева. Периодически сливать воду и промывать контур и котел реагентами с ингибиторами коррозии. Залитая в систему на 40 и более минут, специальная жидкость избавит контур от шлаков, солей, коррозии и других отложений. После очистки необходимо промыть систему проточной водой и заправить. Если в отопительный сезон происходили мелкие ремонты и устранения течи, самое время заменить испорченные элементы.

Часто задаваемые вопросы

У домовладельцев возникают одни и те же вопросы по решению таких проблем.

Часто интересует следующее:

  • куда обращаться, если потекла батарея;
  • что делать, если нет возможности перекрыть воду;
  • кто виноват, если затопило соседей.

Куда обращаться, если потекла батарея отопления?

Владельцам квартир многоэтажных домов есть смысл вызвать сантехника, обратившись в службу ЖКХ, ТСЖ или управляющую компанию. Телефоны аварийных служб должны быть вывешены в подъездах. Есть вариант вызвать сотрудника частной фирмы, оказывающей подобные услуги. В частном доме с проблемой придется справляться самому.

Как устранить течь батареи отопления, не перекрывая воду?

Если причиной течи служит трещина на трубе, ее можно замотать резиной и затянуть сверху любым хомутом или проволокой. Если это небольшая раковина, то необходимо взять саморез по металлу с резиновой шайбой и ввернуть его шуруповертом. Эти меры действенны только при низком давлении в контуре. После манипуляции нужно включить насос и убедиться, что отремонтированное место выдерживает давление воды в системе.

Когда подтекают радиаторы в малодоступном месте и течь маленькая, то следует добавлять в расширительный бачок горчицу. Под капающий узел подставляете емкость, увеличиваете температуру воды в системе. Горчичный порошок, как жидкий герметик, добравшись до места протечки, закроет ее. В продаже имеются уже готовые жидкие герметики, как раз для таких случаев. Добавляете их в систему, и все мелкие протечки перестанут вас беспокоить.

Кто виноват, если прорвало трубу отопления и затопили соседей?

У хозяина квартиры при прорыве горячей воды, которая хлещет во все стороны, возникает паника. Пока добежишь до крана, зальет весь пол. А пол помещения служит потолком для соседей снизу. Локализовать протечку можно, накинув на место прорыва любую плотную тряпку. Вода по ней станет стекать вниз, куда подставляете тазик. Это даст время перекрыть воду и выключить насос, если таковой имеется.

Но если в результате проведенных выше операций соседей снизу затопило, нужно идти к ним. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать на фото причиненный им ущерб.

Когда в вашей квартире централизованное отопление, тут алгоритм действий другой.

Прорыв в системе отопления может случиться в любое время года. Управляющая компания должна проводить технические испытания труб перед отопительным сезоном. Для этого их проверяют, подавая высокое давление. Об этом должны предупреждать жильцов. Если прорыв произошел в результате такой процедуры, то действия следующие:

  1. Если в момент прорыва вы дома, то перекрыть воду.
  2. Позвонить по контактному телефону в управляющую компанию и сообщить о случившемся.
  3. Зафиксировать на фото или видео:
    • место повреждения (прорыва);
    • последствия затопления: испорченное имущество в своей квартире;
    • поврежденную собственность и вещи соседей.
  4. Добиться составления акта.

Порой граждане думают, что лучше установить кондиционеры и включать их на обогрев, чем возмещать ущерб соседям. Кондиционеры не рассчитаны на работу при морозе более -4°С. Замерзает конденсат в сливной трубе, страдает внешний блок, и прибор может выйти из строя. Лучше всего, если есть возможность, установить индивидуальное отопление. При этом надо заменить металлические трубы пластиковыми и установить алюминиевые радиаторы.

Такая система прослужит много лет без протечек.